 |
Выпускники кафедры Радиофизики 1963 года
Терехов Лев Сергеевич
О своём житии-бытии в связи с радиофизикой
Родился в 1938 году в г. Новосибирске. Мать - невропатолог, отец - засл. врач РСФСР. В 1957г. окончил школу № 85 г. Омска и поехал поступать на РФФ. Впечатления первого утра 1957г. по приезде в Томск: в роще высокие, как в бору, тёмные ели и каменные идолы под ними; вытертые предшественниками ступени в главном корпусе ТГУ; Томь в русле из кварцевой гальки, её обрывистый берег со скальными обнажениями у Лагерного сада, отчертивший и отдаливший большую равнину к Западу, откуда я и приехал.
После собеседования у декана Эрика Сергеевича Воробейчикова был зачислен на РФФ, в группу 771, в которой было полно медалистов.
Год 1957-й - это год максимума активности Солнца. К этому максимуму был приурочен первый Международный геофизический год и был запущен первый в мире советский ИСЗ . На физических специальностях ТГУ и в СФТИ организуются и вводятся курсы и семинары по физике плазмы. Формирование научных интересов поколения радиофизиков ТГУ, выпускников начала 60-х годов, в значительной степени обусловлено глобальной обстановкой начала периода взрывного углубления и расширения экспериментальных и теоретических исследований электромагнитных свойств плазмы в лаборатории, вблизи планет и в Солнечной системе.
Больше всего запомнились преподаватели, а лучше сказать, наши учителя: Владимир Евсеевич Зуев (тогда - доцент). Он читал всему курсу общую физику, а в нашей группе вёл и практику, тоже по физике. Давал нам задачи из своей записной книжки, и самые интересные - из Царицы физических наук - термодинамики. Жёстко требовал и жёстко учил собранности и организованности. Подашевский (каюсь, не помню имени-отчества) юный и стремительный, вёл практику по мат. анализу. Блестяще вёл, самые интересные задачи извлекал тоже из записной книжки. Виктор Иванович Иванчиков читал курс РРВ в большой степени прямо по своим разработкам, читал ясно, строго и в то же время образно, рассказывая о собственных поисках путей к решению. Бродский вёл практику по термеху. Похоже, он любил нас не меньше, чем свой термех, но был сух и строг, как завуч. Задачи по динамике с её силами и моментами были понятны уже на уровне ощущений, а вот, казалось бы, наглядная кинематика оказывалась для меня вовсе ненаглядной. Задачи по кинематике неизменно быстро решал Геночка Гошин, как мы его тогда звали, и перегнать его в этой части термеха, насколько помню, не удавалось никому. Александр Петрович Бычков (тогда ещё не ректор) и Сергеев (опять каюсь...) читали политэкономию, а в нашей группе вели ещё и практику. Оба они, такие внешне разные, создавали раскованную атмосферу свободного обсуждения острейших проблем и нашей, и мировой экономики. Услышать бы диагноз и методы лечения экономики России (сейчас!) от специалистов такого уровня.
О ментальности нашего поколения. Уборочная на Алтае. Вагончик, нары в два яруса. "Базовая" еда - пшёнка со свиным жиром. Юра Скворцов, он сначала был в нашей 771-й, по секрету сказал, что получил из дому посылку с яблоками, да только если их делить на всех по одному (нас было пятнадцать- двадцать), то одного яблока не хватает. Говорю, что можно решить жребием. После работы я вернулся позже других, увидел яблоко на своём одеяле и схрумкал его. Однако, как выяснилось потом, много позже и нечаянно, никакого розыгрыша Юра не устраивал и яблоко получил поэтому каждый из нас (кроме его самого).
Радиофизический факультет окончил в 1963г. (отстал от своей 771-й группы на 4-м курсе) и был оставлен заведующим кафедрой В.Н. Кессенихом у него в аспирантуре.
После прохождения аспирантской подготовки (без представления диссертации) работал года два - три на кафедре радиофизики, а с 1970г. - в должности старшего научного сотрудника СФТИ. Осенью 1990г. пришлось переехать в Омск. Сначала работал в Омском НИИ Приборостроения. С марта 1992г. работаю в Омском филиале Института математики им.С.Л.Соболева СО РАН. В 1996г. в Совете ТГУ защитил кандидатскую по уменьшению погрешностей волновых измерений (по специальности 01.04.03).
В общественных делах, 1). Всегда любил порисовать (сейчас - разве что в рабочих тетрадях). Рисовал в стенгазетах РФФ (1957г. - "Прожектор", с 1958г. - "Импульс") и отдела РФ СФТИ, а также - эмблемы, буклеты, значки, плакаты конференций, проводимых с участием ТГУ и СФТИ Нарисовал эскизы худож. оформления лабораторного корпуса СФТИ. Идея была: в тематической резьбе по дереву показать историю становления физики в Томске и Сибири. Директор М.А. Кривов и его зам. В.А. Филоненко идею одобрили. Однако в худ.фонде художники работают не на общественных началах и из-за дороговизны их труда дело дальше не пошло.
В общественных делах, 2). В 1979г. удалось организовать в СФТИ секцию бадминтона, ставшую затем клубом, и по май 1985 г. даже называли президентом. Уже одно только присутствие на площадке Вовы Мохова, первой ракетки клуба, с его напором и азартом, превращало тренировку не только в поддержание "физики", но и в праздник. Первая ракетка у бадминтонисток - Валя Замараева. Думаю, что без её тихого и даже незаметного создания благожелательной атмосферы секция никогда бы не стала клубом. А клуб долгое время был отдушиной для души.
Производственные интересы сейчас. Пытаюсь разобраться с источниками и следствиями погрешностей измерений и численных методов.
Основной научный результат. Обобщённое радиолокационное соотношение неопределённости, полученное в отличие от классического с учётом взаимодействия сигнала и среды, накладывает бо'льшие ограничения на точность измерения: потенциально достижимая точность измерения даже одной из переменных оказывается жёстко ограничена.
Научные публикации. Около 40 с небольшим, включая три изобретения (на способы радиозондирования слоя плазмы по своим теор. разработкам) и одна книжка.
В заключение - из Ислама: "Знание - конечный смысл жизни человека".
|
 |